«New Russian Battery-Day»
«New Russian Battery-Day»
В Челябинске прошла конференция «New Russian Battery-Day», посвящённая системам накопления энергии
Организаторами мероприятия выступили компания РЭНЕРА (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») и челябинский НТЦ «Приводная техника» при поддержке Министерства энергетики и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, правительства Челябинской области, а также региональных Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов и Фонда развития промышленности. Директор регионального ФРП Сергей Казаков уже во второй раз стал модератором конференции.
«Тема накопителей энергии сегодня сверхактуальна, поскольку затрагивает вопросы и энергетической безопасности страны, и развития электротранспорта, и ещё огромного количества сфер, которые только появляются, где могут быть использованы эти системы. Челябинская область накопила достаточно знаний и опыта по этой проблематике. Именно в нашем регионе появились и успешно работают несколько компаний уже федерального уровня, ставшие признанными лидерами в этой высокотехнологичной отрасли. В первую очередь, я имею ввиду хозяев сегодняшней конференции – НТЦ «Приводная техника». Губернатор и правительство региона видят свою задачу в том, чтобы поддерживать проекты таких инновационных компаний и создать условия максимального благоприятствования для их развития», - сказал, открывая конференцию, заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук.
Рынок накопителей энергии сегодня динамично развивается. Эти системы имеют колоссальные перспективы применения не только в энергетике, но также в нефтегазовой отрасли, машиностроении, и, прежде всего, в сфере электротранспорта. Она уже формирует более 65% спроса. А, по мнению экспертов, в ближайшие 6-8 лет количество электромобилей в мире возрастёт в 18-20 раз. И все они будут использовать те или иные виды аккумуляторных батарей. Поэтому промышленная политика в этой отрасли нацелена на поэтапную локализацию всей цепочки производства СНЭ: сами аккумуляторы, катодные и анодные материалы для систем накопления, компоненты силовой управляющей электроники и т.д.
«На мой взгляд, это направление в нашей стране пока недооценено. Поэтому Минпромторг РФ выражает огромную благодарность правительству Челябинской области за то, что ваш регион стал инициатором регулярного проведения такой профильной конференции. Да, проблем много, ведь СНЭ – сложная наукоёмкая структура. Но и очень перспективная. По нашим оценкам, к 2030 году рынок СНЭ в России с текущего уровня, если оценивать в мощностях, в 0,2 ГВт·ч в год достигнет уровня в более чем 17 ГВт·ч в год. Рост в десятки раз! Таким образом потенциал производства СНЭ на основе литиево-ионных аккумуляторных батарей и мобильного, и стационарного применения оценивается в 6 ГВт·ч в год к 2030 году», - отметил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Евгений Грибов.
Ещё один сегмент, в котором наблюдается повышенный спрос на СНЭ - электроэнергетика. В современных реалиях наибольший технический и экономический эффект от применения систем накопления в России при достигнутом уровне технологий может быть получен в изолированных энергосистемах с распределённой генерацией, в микроэнергосистемах, на автономных электрогенерирующих станциях нефтегазовой и угольных отраслей промышленности. Здесь основным заказчиком выступает министерство энергетики РФ.
«Перед нами сейчас стоит много вызовов в части как создать не только саму систему производства СНЭ, включая компонентную базу и электронику, которая могла бы быть конкурентоспособной на мировой арене, но и обеспечивать достаточно заказов нашей промышленности для разработки этих технологий. И очень символично, что конференция в Челябинске проходит буквально через две недели после подписания правительством РФ дорожной карты с «Росатомом». Это одно из первых крупномасштабных действий в развитии СНЭ», - подчеркнул первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
«Дорожная карта развития высокотехнологичной области "Технологии создания систем накопления электроэнергии, включая портативные"» - основной документ по планированию деятельности в этой сфере – направлена на развитие производства и использования электрического автомобильного транспорта в России, а также на содействие сокращению антропогенных выбросов углекислого газа, в том числе, за счет замены неэффективных объектов тепловой генерации на стационарные накопители электроэнергии. В Челябинской области такие приборы производит НТЦ «Приводная техника».
«Направление электротранспорта мы развиваем уже больше 20 лет. Накопленный опыт позволяет нам прямо сейчас запустить масштабное производство. Единственное, что останавливает – это элементы электроники. Они почти не производятся в России. Что касается систем накопления, их мы тоже готовы выпускать в необходимом объёме. Раньше использовали в них импортные высоковольтные ячейки, что сейчас могло бы затормозить процесс. Но наши партнёры, компания РЭНЕРА, строят завод полного цикла, где будет выпускаться, в том числе, и эта продукция. Объединив усилия, мы сможем очень быстро запустить производство», - уверен директор по стратегическому развитию и основатель компании «Приводная техника» Сергей Чупин.
Представители челябинского предприятия и ряда других крупных производителей страны представили коллегам результаты реализованных ими крупных проектов в сфере СНЭ. Гости конференции также могли познакомиться с экспонатами организованной в её рамках выставки электротранспорта.
Завтра эксперты продолжат обсуждать вопросы законодательного обеспечения внедрения новых технологий в сфере энергетики и электротранспорта, состояния и перспектив развития отрасли в России и мире, международного сотрудничества, создания отраслевой инфраструктуры, интеграции новых источников энергии в энергетическую систему, а также привлечения инвестиций и финансирования проектов.
Видеозапись конференции доступна по ссылке
Фото с мероприятия здесь. Фотограф: Ника Варгот.